Дети мигрантов в школах Томска и Иркутска: проблемы адаптации и меры включения в школьное пространство

  • Екатерина Деминцева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: «мигрантские» школы, «мигрантские» классы, дети мигрантов, адаптация, интеграция

Аннотация

В статье анализируются вопросы, с которыми сталкиваются школы при появлении в них детей мигрантов, а также меры, которые предпринимают местные власти, администрация школ и учителя для работы с этой категорией учеников. Обозначены причины, по которым в городах появляются особые «мигрантские школы», а в некоторых школах «мигрантские» классы. Ситуация анализируется на примере нескольких школ Томска и Иркутска, в которых проводилось исследование в 2018–2019 гг. По мнению учителей и администрации основная проблема, с которой они сталкиваются – это незнание русского языка учениками, приезжающими их других стран. Несмотря на то что количество таких учеников в классах небольшое, отсутствие уроков русского языка для иностранцев заставляет учителей полагаться на различные стратегии для интеграции этих детей. В Томске местные власти адаптировали программу для детей с особенностями развития для включения в нее детей мигрантов. В других случаях школы или учителя стараются выходить на контакт с местными диаспорами, которые организовывают уроки русского языка для детей иностранцев. В российских школах ожидают от детей мигрантов полной ассимиляции. При этом нагрузка по содействию в ней ложится на плечи учителей, которые пытаются разными способами разрешить этот вопрос. У них не хватает ни времени, ни возможностей работать с детьми в этом направлении. Они считают, что именно родители должны обеспечивать детям дополнительные занятия и адаптировать их к школьной жизни. Попадая в школу, ребенок из мигрантской среды должен, как они считают, соответствовать определенным стандартам. Таким образом, школа не готова принимать то разнообразие, которое привносят дети мигрантов в ее пространство. Помощь школам в работе с детьми мигрантов со стороны государства помогла бы создать более комфортные условия и для учителей, и для учеников.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Екатерина Деминцева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К. и.н., заведующая Центром качественных исследований Института социальной политики, доцент, Школа культурологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва; Лаборатория социально-антропологических исследований, Томский государственный университет, Томск, Россия. Электронная почта: edemintseva@hse.ru

Опубликован
2020-12-29
Как цитировать
ДеминцеваЕ. Б. (2020). Дети мигрантов в школах Томска и Иркутска: проблемы адаптации и меры включения в школьное пространство. Журнал исследований социальной политики, 18(4), 673-688. https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-4-673-688
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)