Дети мигрантов в школах Томска и Иркутска: проблемы адаптации и меры включения в школьное пространство
Аннотация
В статье анализируются вопросы, с которыми сталкиваются школы при появлении в них детей мигрантов, а также меры, которые предпринимают местные власти, администрация школ и учителя для работы с этой категорией учеников. Обозначены причины, по которым в городах появляются особые «мигрантские школы», а в некоторых школах «мигрантские» классы. Ситуация анализируется на примере нескольких школ Томска и Иркутска, в которых проводилось исследование в 2018–2019 гг. По мнению учителей и администрации основная проблема, с которой они сталкиваются – это незнание русского языка учениками, приезжающими их других стран. Несмотря на то что количество таких учеников в классах небольшое, отсутствие уроков русского языка для иностранцев заставляет учителей полагаться на различные стратегии для интеграции этих детей. В Томске местные власти адаптировали программу для детей с особенностями развития для включения в нее детей мигрантов. В других случаях школы или учителя стараются выходить на контакт с местными диаспорами, которые организовывают уроки русского языка для детей иностранцев. В российских школах ожидают от детей мигрантов полной ассимиляции. При этом нагрузка по содействию в ней ложится на плечи учителей, которые пытаются разными способами разрешить этот вопрос. У них не хватает ни времени, ни возможностей работать с детьми в этом направлении. Они считают, что именно родители должны обеспечивать детям дополнительные занятия и адаптировать их к школьной жизни. Попадая в школу, ребенок из мигрантской среды должен, как они считают, соответствовать определенным стандартам. Таким образом, школа не готова принимать то разнообразие, которое привносят дети мигрантов в ее пространство. Помощь школам в работе с детьми мигрантов со стороны государства помогла бы создать более комфортные условия и для учителей, и для учеников.