Управление многообразием в эпоху транснационализма: перспективы и ограничения в образовательном пространстве

  • Мария Козлова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Игорь Михеев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: транснационализм, образовательная политика, социально-культурная инклюзия, эссенциализм, мультикультурализм

Аннотация

В статье на материалах проведенного исследования поднимаются вопросы, связанные с особенностями инклюзивного образования детей-инофонов в России. Рассматривая текущую ситуацию в социальной политике в области инклюзивного образования, мы учитываем транснациональный характер современных миграционных процессов. Их специфика соотносится с вариативностью и трансформациями дискурса об «адекватности» адаптационных мер, долгое время содержательно раскрывавшихся в логике ассимиляции. Институт образования, в частности, школа, является одним из ключевых каналов инклюзии этнических и культурных групп. В связи с этим нами предпринимается попытка сделать видимыми основные особенности повседневного контекста образовательного процесса детей из семей с миграционным опытом. В статье рассматривается, с одной стороны, как этот процесс оценивается учителями и кураторами, работающими с детьми-инофонами, с другой – каким образом руководство лицея и педагоги осуществляют репрезентацию деятельности проекта в публичной сфере, в частности то, как отражается образовательный процесс «Перелетных детей» в социальной сети Facebook. В рамках теории репрезентации видимые или акцентуированные различия обычно воспринимаются в качестве производящих отношения власти. Формирование публичного образа субъекта в таком случае оказывается определяющим фактором его дальнейшего восприятия в обществе. Поэтому анализ специфики представлений о той или иной группе детей важен с точки зрения понимания возможного отношения к ним как внутри коллектива школы, так и вне нее – со стороны родителей и других социальных агентов. Мы предполагаем, что в зависимости от особенности представления проекта на публичных площадках формируется общий образ лицея и его руководства. Нашей работой мы отвечаем на вопрос о том, каким образом интерпретация культурных различий педагогами может отразиться на подходе к образовательному процессу и характере социально-культурной инклюзии детей из семей с миграционным опытом.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Мария Козлова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К. и.н., доцент, гл.н.с., Международная лаборатория исследований социальной интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: makozlova@hse.ru

Игорь Михеев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аспирант, факультет социальных наук; стажер-исследователь, Международная лаборатория исследований социальной интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: mikheevigst@gmail.com

Опубликован
2020-12-29
Как цитировать
КозловаМ. А., & МихеевИ. С. (2020). Управление многообразием в эпоху транснационализма: перспективы и ограничения в образовательном пространстве. The Journal of Social Policy Studies, 18(4), 657-672. https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-4-657-672
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ