Разнообразие «Других»: образ «московского мигранта» на странице результатов поиска Google, Яндекс и DuckDuckgoo
Аннотация
Формируемые российскими цифровыми медиа образы мигранта являются частой темой социологических исследований. Авторы посвященных теме работ описывают преимущественно ретранслируемые СМИ клише о приезжих из Центральной Азии. Нередко исследователи акцентируются на негативных стереотипах о мигрантах и их доминировании в медийном дискурсе. Представляется, что поисковые системы смогли переломить эту тенденцию: формируемый в общей выдаче поисковиков образ мигранта сложен, противоречив и изменчив. Картина, которую увидит пользователь, набравший в Google, Яндекс или DuckDuckgoo слово «мигрант», может зависеть от множества случайностей: специфики работы конкретного поискового алгоритма, времени поступления запроса, местоположения пользователя. Цель статьи – сравнив формируемые популярными в России поисковиками комбинации изображений и текстов, установить сходства и различия образов «мигранта», которые из них складываются. Проверяемая гипотеза выглядит так: поисковые системы, следуя конъюнктуре момента и цензуре читательских ожиданий, формируют разные образы «мигранта», меняя комбинации схожих смысловых блоков (материальных объектов, пространственного контекста и человека в текстах и изображениях). Разница образов может зависеть от частоты выдвижения в «топ» поисковой выдачи материалов профессиональных СМИ и других факторов. Чтобы проверить эту гипотезу, я проанализировал поисковую выдачу систем Google, Яндекс и DuckDuckgoo по запросу «Мигрант Москва». Работая с выдачей, я переходил от первой ссылки к последней, анализируя репрезентации облика «мигранта», социального и пространственного контекста, в который тот был погружен. Образ «мигранта», создаваемый алгоритмами, складывается из нескольких блоков: «мигранта», «пустого знака», который обретает смысл, связываясь с предметами (униформой, оружием, рабочим инвентарем); пространственным контекстом (символически нагруженными местами, табличками на стенах ведомственных зданий, элементами интерьера); социальными качествами. Выстраивая эти блоки в разной последовательности, поисковые алгоритмы формируют целостный образ, который, впрочем, меняется, в зависимости от выбора поисковой системы. Образы «мигранта» можно разделить на следующие категории: человека, сталкивающегося с бюрократическим давлением, объекта жалости и сочувствия, скрытой угрозы и необходимой, неотъемлемой части повседневности.