От сообществ к пространству: исследуя изменения городской среды под влиянием миграций
Аннотация
Настоящая статья носит обзорный характер. Автор ставит перед собой задачу проследить основные линии развития миграционных исследований в России с точки зрения их эволюции от нерефлексивного эссенциализма к рефлексивно применяемому социальному конструктивизму. Последний, постулируя примат отношений над сущностями, создает концептуальные возможности для преодоления этноцентричной оптики, долгое время безраздельно господствовавшей в отечественном обществоведении вообще и в миграциоведении в частности. Первая часть посвящена англоязычным публикациям, оказавшим решающее влияние на международные исследования в области миграции и урбанистики. Во второй части автор обращается к российским ученым – социологам, социальным антропологам, географам и историкам, изучающим влияние миграционных процессов на изменения городской среды. Особое внимание, в частности, уделяется работам, исследующим феномен постсоветского «базара». Эти тексты демонстрируют, что так называемые этнические рынки представляют собой специфические локальности, структура которых определяется отнюдь не этническим составом работающих там торговцев. Маркирование этой локальности в этнических терминах есть не что иное, как указание на специфический характер пространственной организации. Предметом обзора выступают также публикации, посвященные формированию в российских городах мигрантской инфраструктуры. Исследования показывают, что и заведения общепита, и учреждения здравоохранения, которые в обыденном восприятии выглядят как «этнические» (т. е. создаваемые представителями какого-либо этнического сообщества для внутреннего использования), на практике являются сложными структурами с множеством функций. Кроме того, автор привлекает внимание к полевым исследованиям российских ученых, которые те ведут в среде мигрантов-мусульман. Особенность данной аналитической работы заключается в том, что ее объектом выступают не формальные исламские организации и не медийные фигуры, репрезентирующие ислам, а процессы повседневной коммуникации верующих. Наконец, затрагиваются работы социальных антропологов, изучающих влияние миграционных процессов на систему образования и языковой ландшафт России. В этой связи автор подчеркивает скорость общественных изменений, связанных с миграциями – они столь стремительны, что не находят адекватного отражения ни на уровне обыденного сознания, ни на уровне социальной политики.