Социальный цирк в постсоциалистической России: кейс-стади новой солидарности
Аннотация
В статье на основании результатов изучения российской общественной организации, созданной в начале 2000-х гг., ориентированной на развитие потенциала детей и подростков из групп социального риска (с уличным опытом, из бедных семей), анализируется, каким образом происходит их включение в общество, как с помощью цирковых методов и социально ориентированного активизма удается решать проблемы исключения и воспроизводства бедности. Рассматриваются смыслы, приписываемые социальному цирку участниками, сотрудниками и сторонниками; раскрываются стратегии включения групп разных социальных классов в цирк и как эти стратегии поддерживаются в процессе взаимодействия с внешними сторонами (гражданскими активистами, местным сообществом, чиновниками и спонсорами). Таким образом реконструируется концепция включения, представленная как процесс разворачивания потенциала, когда с реализацией внешних возможностей происходит накопление внутренних ресурсов, а также усиливается способность действовать и производить позитивный эффект. Авторы показывают, что включение социально-уязвимых групп может менять структуры возможностей на практике при наличии трех условий. Во-первых, через изменение статуса – когда негативная идентификация не только переворачивается по смыслу, но и формирует платформу для практического продвижения особого статуса и различий участников, с учетом их интересов. Во-вторых, установка на достижение усиливает позиции участников, если она сочетается с формированием социальных навыков по их согласованию. В-третьих, возможности аккумулируются, если закрепляются в эмансипационных способах взаимодействия на индивидуальном, групповом и локальном уровнях, предполагающих осознание причин угнетения, продвижение интересов уязвимых групп, приращение их опыта и расширение социальных связей. В заключение рассматривается рефлексивная солидарность, предполагающая совместную выработку моральных ориентиров и вариативность их реализации.