Культурная политика в российских регионах: коренные народы, государство и корпорации

  • Наталья Жидкова Российская академия народного хозяйства и государственной службы
  • Светлана Тулаева Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Ключевые слова: государственная культурная политика, нефтегазовые корпорации, коренные народы, Север России, Дальний Восток

Аннотация

В статье на основе полуструктурированных интервью, анализа документов и наблюдения анализируются роли корпораций в производстве культурной политики в российских регионах. Рассматриваются различные подходы к пониманию государственной культурной политики и функции, которые могут выполнять негосударственные акторы в процессе ее формирования. Основное внимание уделяется корпоративным проектам в сфере сохранения и развития культуры коренных народов Севера и Дальнего Востока. Выбранные для исследования регионы характеризуются высокой социально-экономической зависимостью от присутствия добывающих корпораций. Несмотря на инновационный потенциал частных акторов, описываемый в теоретической литературе, в российских регионах корпоративные проекты дублируют государственную политику в этой сфере и воспроизводят традиционалистский подход. Большинство проектов, поддержанных нефтегазовыми корпорациями, связаны с реконструкцией традиционных праздников и ремесел и нацелены на фольклоризацию традиционных знаний, что ведет к консервации сложившихся культурных паттернов и поддержанию условного традиционализма. Приверженность традиции рассматривается участниками не только как способ повышения символической значимости культуры, но и как инструмент, позволяющий реализовывать прикладные задачи, связанные с решением повседневных проблем. На основе проведенного исследования показано, что сохранению зачастую подлежит «традиционная культура» коренных народов, фактически сконструированная в советское время в процессе «окультуривания» и гомогенизации. Основные факторы, нейтрализовавшие креативный потенциал негосударственных акторов, связаны с инструментализацией культуры, при которой культурная политика рассматривается в контексте достижения целей несвязанных со сферой искусства. Инструментализация культурной политики осуществляется как государственными, так и негосударственными акторами с сохранением патерналистского отношения между корпорациями и местными сообществами. В статье предпринята попытка реконструкции ожиданий государства и корпораций в отношении культуры коренных народов, которым местные жители вынуждены соответствовать.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Наталья Жидкова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

К.полит.н., доцент, Северо-западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: zhidkova.ng@gmail.com

Светлана Тулаева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

К. с.н., PhD in Legislative studies, доцент, Северо-западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: svett07@mail.ru

Опубликован
2020-09-29
Как цитировать
ЖидковаН. Г., & ТулаеваС. А. (2020). Культурная политика в российских регионах: коренные народы, государство и корпорации. The Journal of Social Policy Studies, 18(3), 429-444. https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-3-429-444