Субъективное благополучие пожилого жителя российского дома-интерната
Аннотация
В работе рассмотрены особенности субъективного благополучия пожилых жителей одного их крупнейших домов-интернатов для престарелых и инвалидов Ростовской области. В контексте эвдемонической, оценочной и аффективной составляющих благополучия выбраны такие индикаторы как самооценка, идентичность, отношение к старению, удовлетворенность условиями, жизненная позиция, социальные связи, жизненные перспективы, контроль над жизнью. Среди актуальных проблем выделены типичные для пожилых россиян в целом (слабое здоровье, материальные трудности) и особые проблемы постояльца государственного стационара: отсутствие дома, нарушение и локализация социальных связей, зависимость от посторонней помощи, маломобильность, ощущение статичности жизни, отсутствие жизненных планов и перспектив, тревожность по поводу будущего. Маргинальный характер статуса жителя интерната повышает одни компоненты благополучия (чувство дома, интеграция) и снижает другие (контроль над жизнью). Соответственно, субъективные оценки постояльцев своего положения представлены в виде противоречивых дихотомий. Социальное сопровождение облегчает самообслуживание и адаптацию, но снижает уровень личной ответственности и контроля. Идентификация с интернатом способствует формированию чувства дома, но закрепляет некритичное отношение к условиям жизнедеятельности и «объектное» положение «иждивенца». Коммунальные условия проживания сглаживают риски одиночества, выступают основой взаимопомощи, но лишают личного пространства, свободы, самостоятельности. Такие составляющие благополучия как ощущение счастья, уверенность в себе, способность контролировать жизнь, высокая оценка жизни и здоровья сопряжены с активной жизненной позицией постояльцев, оптимизмом, коммуникабельностью, мобильностью. Наличие жизненных перспектив прямо связано с качеством социальных контактов внутри и за пределами интерната. Задача преодоления амбивалентного статуса «старика, живущего в интернате» и негативных стереотипов требует создания условий и развития технологий поддержания позитивного самопонимания, самостоятельности, активности, свободы, мобильности, обеспечения доступной среды и конструктивных коммуникаций (дружеских, соседских, семейных), выхода пространства старения за физические и социальные границы интернатов.