Специальные интернаты для людей с инвалидностью в России: тотальность под вопросом
Аннотация
В работе применяется концепция тотального института, разработанная Ирвином Гоффманом, в анализе специальных интернатов для людей с интеллектуальной инвалидностью в современной России. Такие интернаты представляют собой классический объект для изучения в рамках теории тотальных институтов и демонстрируют черты организаций, которые принято относить к данному типу. Среди них можно выделить стесненные условия проживания подопечных, ограниченное личное пространство, регламентация повседневности, жесткая иерархия сообщества, система привилегий и наказаний, используемая в качестве инструмента контроля, эксплуатация бесплатного труда подопечных на благо учреждения. На основании анализа материалов включенного наблюдения в учреждениях и с применением аналитической рамки символического интеракционизма, статья демонстрирует, что на уровне повседневного взаимодействия в психоневрологических интернатных учреждениях, «тотальность» механизмов контроля, властных отношений, процессов унификации, тем не менее, можно поставить под вопрос. Внутренняя жизнь в интернатах, как оказывается, хотя и подчинена жестким официальным правилам и стандартам, но вовсе не ограничивается ими. «Тотальность» скорее проявляется на уровне структурной организации, логики учреждений и характерного для персонала дискурса, чем на уровне повседневного взаимодействия. Одним из факторов, расшатывающих тотальность, становится новое отношение к инвалидности, демонстрируемое волонтерами некоммерческой организации и противостоящее доминирующему патерналистскому подходу. В практике работы с людьми с инвалидностью волонтеры опираются на принципы идеологии нормализации, которая позволяет расширить агентность подопечных. Такая расширенная агентность, в свою очередь, играет важную роль в противостоянии тоталитарному подходу персонала на уровне повседневного взаимодействия.