Взгляд пациента на организацию ухода в российских роддомах
Аннотация
Взаимодействие между различными институциональными логиками - важный предмет для изучения в современных работах об организации здравоохранения. В представленной статье мы рассматриваем, как в контексте реформ постсоветского родовспоможения формируются отношения между профессиональной, бюрократической, рыночной и неформальной логиками. Мы подходим к этому вопросу с перспективы пациента и анализируем, как инситуциональные логики интерпретируются и задействуются клиентками роддомов. Социальные ученые характеризуют пациентов как институциональных акторов, которые участвуют и в поддержании, и в изменении институционального порядка. Тем не менее, большая часть исследований игнорирует точку зрения пациентов, вместо этого сосредотачиваясь на действиях медицинских работников. Чтобы восполнить этот пробел, мы исследуем, как пациентки воспринимают сложную институциональную среду роддома и как ориентируются в ней. В основе работы - данные 59 качественных интервью с недвано родившими матерями. Интервью были проведены в Санкт-Петербурге в 2015-2017 г.г.. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что институциональная динамика родовспоможения обусловлена главным образом соперничеством двух логик - бюрократической и рыночной. В отличие от врачей, для пациенток бюрократическая логика предстает хаотичной и непредсказуемой. Однако состоятельные клиентки, задействуя рыночную логику, способны справиться с бюрократическими издержками. В других случаях пациентки прибегают к неформальным практикам для того, чтобы преодолеть институциональную неопределенность. Распространенность такой пациентской стратегии позволяет предположить, что неформальность формирует особую четвертую логику, регулирующую взаимодействия в российских роддомах.