Показное потребление в долг

На примере легковых автомобилей

  • Андрей Верников
  • Анна Курышева
Ключевые слова: опережающее потребление, показное потребление, долговое поведение, институциональная теория, кредитование населения, финансиализация

Аннотация

Нас интересует то, как рост доступности банковских кредитов стимули¬рует опережающее потребление, о котором писал Ж. Бодрийяр, в том числе покупку позиционных, «статусных» товаров. Цель исследования — проана¬лизировать практики потребительского и заёмного поведения, укоренению которых способствует потребительское кредитование, на примере покуп¬ки легковых автомобилей в кредит в Ростовской области. Использованы материалы и статистические данные за 2002-2020 гг. из широкого набора источников (Банк России, Росстат, Национальное бюро кредитных исто¬рий, ГИБДД и др.). Мы конструируем и рассчитываем метрики, характери¬зующие долговое поведение домашних хозяйств в сфере автокредитования. Эмпирические результаты показывают, что произошло опривычивание опережающего потребления, в том числе покупки автомобилей в долг в по¬казных «статусных» целях. Кредитные деньги покрывают разрыв между стоимостью доступного автомобиля и желаемого под влиянием социально обусловленных мотивов. Расходы домохозяйств на эти цели растут в аб¬солютном и относительном выражениях. Мы видим свой вклад в теорети¬ческую литературу в том, что интегрируем элементы нескольких теорий, а именно концепцию опережающего потребления, взятую из социологии, и показного потребления из институциональной теории с концепциями соци¬альной роли банков как кредиторов, социально-экономических последствий финансиализации и др. Кроме того, мы распространяем концепцию показ¬ного потребления на практически любые товары в зависимости от моти¬ва, который движет людьми при их покупке, и не ограничиваемся темой по¬купки товаров класса «люкс» обеспеченными слоями общества, как делают некоторые авторы. Вклад в эмпирическую литературу видится в операци- онализации упомянутых теоретических конструктов для их измерения на примере фактического материала, относящегося к покупке автомобилей в кредит. Мы делаем вывод, что концепции опережающего и показного по¬требления сохраняют актуальность и помогают объяснить ряд эмпириче¬ских проявлений финансиализации на уровне домашних хозяйств.

Биографии авторов

Андрей Верников

Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт экономики РАН. Адрес: 117218, Россия, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 32.

Анна Курышева

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Южный федеральный университет. Адрес: 344006, Россия, г. Ростов на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42.

Опубликован
2021-12-01
Как цитировать
ВерниковА., & КурышеваА. (2021). Показное потребление в долг. Экономическая социология, 22(5), 11-39. извлечено от https://jsps.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/13637
Раздел
Новые тексты