Творить нельзя коммерциализировать: о повседневных практиках российских технопредпринимателей

Рецензия на книгу: О. Бычкова, Б. Гладарев, О. Хархордин, Ж. Цинман. Фантастические миры рос- сийского хай-тека. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. Серия «Прагматический поворот». Вып. 8 (ред. О. Бычкова). 416 с.

  • Дарья Лебедева
Ключевые слова: технологическое предпринимательство, инновации, творчество, коммерциализация, исследования науки и технологий, прагматический поворот, шкалы оценивания

Аннотация

В чём причина низкой коммерциализации сделанных в России высокотехнологичных инноваций? Почему при высоких показателях инициативности, креативности, технических компетенций инженеров не наблюдается успешный вывод на отечественный и международный рынок производимых и порой потрясающих воображение изобретений? Есть ли у России «особый путь» экономического и социального развития в сфере высоких технологий? Ольга Бычкова, Борис Гладарев, Олег Хархордин и Жанна Цинман, исследовательский коллектив социологов Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), предлагают в книге «Фантастические миры российского хай-тека» ответы на эти вопросы. На основе большого массива данных глубинных биографических интервью с технопредпринимателями из России, а также Финляндии, Тайваня и Южной Кореи авторы фокусируют своё внимание не на институтах, а на самих технопредпринимателях, наполняющих рынки высоких технологий, — на их повседневных практиках, взаимодействии с разработчиками и изготовленными продуктами, паттернах осмысления окружающего мира и своего места в нём. На основе использования концептуального аппарата теории практик и исследований науки и технологий (Science and Technology Studies — STS) в книге предпринята попытка пересобрать жизненные миры российских технопредпринимателей и соотнести индивидуальные нарративы с социокультурным контекстом разработок. Исследователи показывают, каким образом то, «чем живут» инноваторы и в каких ценностных категориях они мыслят свою работу и повседневность, может обусловливать на макроуровне технологическое развитие российской экономики и всего общества. Книга включает подробные описания методологии и полевого этапа исследования, ёмкие и выразительные цитаты, теоретическое обоснование исследования. Она адресована широкому кругу читателей и будет полезна не только профессиональным социологам, в том числе интересующимся исследованиями науки и технологий, но и всем тем, кто хочет приоткрыть для себя повседневность инженеров, стремящихся своей работой «взломать законы Вселенной».

 

Биография автора

Дарья Лебедева

Магистрант программы «Прикладные методы социального анализа рынков» факультета социальных наук; стажёр-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований, Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: Россия, 101000, Москва, ул. , д. 20.

Опубликован
2021-02-01
Как цитировать
ЛебедеваД. (2021). Творить нельзя коммерциализировать: о повседневных практиках российских технопредпринимателей. Экономическая социология, 22(1), 124-139. извлечено от https://jsps.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/12039
Раздел
Новые книги