Деаборигенизация отечественной индустрии социологической экспертизы: полемика vs конкиста

Комментарий к статье Н. С. Бабича

  • Бумагин Евгеньевич Роман Исследовательское агентство «Рефакта» (ЗАО)
Ключевые слова: социологическая экспертиза, методология социологических исследований, колониальная метафора, сходства во внешнем виде товаров, средства индивидуализации, научный этос, научная истина, фальсификация, имитация

Аннотация

Статья представляет собой реплику на полемический отзыв Н. С. Бабича о статье «Критика опросного подхода к анализу взаимного сходства во внешнем виде потребительских продуктов внутри одной товарной категории», опубликованной в журнале «Экономическая социология» (2018. 19 (2): 86–117). Свой отзыв, размещённый также на страницах «Экономической социологии» (2019. 20 (1): 188–196), Н. С. Бабич озаглавил «Методическая рефлексия в пробковом шлеме», проведя, таким образом, аналогию между научной критикой и подходом белых колонистов к аборигенному населению и их социальным установлениям на заморских территориях и владениях великих европейских держав. В нашей реплике мы оспариваем обоснованность применения описаний типа «аборигенный» к текущему состоянию индустрии социологической экспертизы в России, ставим под сомнение правомерность навешивания ярлыка «колониалисты» на коллег, пытающихся подвергнуть критике сложившиеся в данном разделе отечественной социальной науки исследовательские и дискурсивные практики, указываем на необходимость более активного использования теоретического багажа современной и классической социологии и социологии языка в области изучения визуальных знаков, призываем, наконец, к интенсификации научной полемики, выстроенной на фундаменте организованного скептицизма. Наша критика разворачивается в двух плоскостях. С одной стороны, предпринимается попытка деконструкции колониалистского аргумента как разновидности запрещённых в научной полемике аргументов ad hominem. С другой стороны, сквозь призму этих аргументов повторно реконструируется логика нашего, основанного на апробированных и (или) конвенциональных положениях социологической науки и социологии языка подхода к изучению сходств и различий во внешнем виде потребительских продуктов (товаров рынка FMCG).

Биография автора

Бумагин Евгеньевич Роман, Исследовательское агентство «Рефакта» (ЗАО)

Кандидат социологических наук
Генеральный директор исследовательского агентства «Рефакта» (ЗАО)
Адрес: Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 11, стр. 1

Опубликован
2019-03-31
Как цитировать
РоманБ. Е. (2019). Деаборигенизация отечественной индустрии социологической экспертизы: полемика vs конкиста. Экономическая социология, 20(2), 183-193. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-2-183-193
Раздел
Дискуссии