Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи

  • Татьяна Евгеньевна Хавенсон Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-3794-0234
  • Татьяна Александровна Чиркина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: социально-экономическое положение семьи, образование, неравенство, образовательный выбор, Будон

Аннотация

Татьяна Евгеньевна Хавенсон – научный сотрудник, Международная лаборатория анализа образовательной политики, Институт образования; старший преподаватель, кафедра методов сбора и анализа социологической информации, департамент социологии, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия. Электронная почта: tkhavenson@hse.ru

Татьяна Александровна Чиркина – младший научный сотрудник, международная лаборатория анализа образовательной политики, института образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия. Электронная почта: tchirkina@hse.ru

В работе изучается связь характеристик семьи с выбором образовательной траектории в старших классах. Рассматриваются три ситуации образовательного выбора: выбор между высшим и профессиональным образованием после 9 или 11 класса и выбор вуза по окончании 11 класса. В соответствии с теорией Раймона Будона, эффекты социально-экономического положения семьи на образовательный выбор разделены на первичные и вторичные. Первичные эффекты проявляются в том, что учащиеся из семей с большим количеством различных ресурсов показывают более высокие образовательные достижения. Вторичные эффекты видны в том, что даже при одинаковой успеваемости учащиеся из семей с высоким социально-экономическим положением чаще продолжают обучение по сравнению со сверстниками из семей с низким социальным статусом. Работа основана на данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», запущенного в 2011 г., когда респонденты учились в 8 классе, и продолжающегося до сих пор. Результаты показали, что первичные эффекты ослабевают при переходе из 9-го класса в 11-й. В то же время роль вторичных эффектов возрастает: даже при высокой успеваемости учащиеся из семей с низким уровнем культурного, образовательного, социального капитала делают выбор в пользу более простых образовательных стратегий. И наоборот, учащиеся из семей с высоким социально-экономическим положением, но невысокой успеваемостью делают выбор в пользу высшего образования, а не в пользу профессионального. На основе исследования делаются выводы о степени доступности образования в старших классах и университете, а также о вероятных причинах проявления неравенства. Предложены меры для преодоления социально-экономического неравенства на рассматриваемых этапах обучения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Татьяна Евгеньевна Хавенсон, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Научный сотрудник, Международная лаборатория анализа образовательной политики, Институт образования; старший преподаватель, кафедра методов сбора и анализа социологической информации, департамент социологии, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия.

Татьяна Александровна Чиркина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Младший научный сотрудник, международная лаборатория анализа образовательной политики, института образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия. 

Опубликован
2018-04-13
Как цитировать
Хавенсон, Т. Е., & Чиркина, Т. А. (2018). Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи. The Journal of Social Policy Studies. извлечено от https://jsps.hse.ru/article/view/9366
Выпуск
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ