«Путевка в жизнь» для «трудных» подростков? Возможные сценарии (ре)интеграции в специальных учреждениях

  • Ирина Лисовская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: «трудные» подростки, реинтеграция, специальные учебно-воспитательные учреждения, сценарный подход, социально- поддерживающий подход

Аннотация

Ирина Викторовна Лисовская – к. с.н., научный сотрудник Центра молодежных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: ilisovskaya@hse.ru

Тема статьи затрагивает проблему реинтеграции подростков, находящихся в конфликте с законом. Они обучаются в специальных учреждениях открытого и закрытого типов, использующих социально-поддерживающий подход в отношении своих воспитанников. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа работают, опираясь на законодательство, слабо разграничивающее деятельность учреждений открытого и закрытого типа. Имеют различный институциональный дизайн (разные режимы дня и внутренний распорядок в учреждениях, учебные программы, оснащение учебного заведения и территории). Кроме того, они
представлены далеко не в каждом регионе, поэтому их функции по воспитанию и обучению подростков в конфликте с законом берут на себя другие образовательные учреждения, например, школы с адаптированными программами для детей и подростков с задержкой психического развития. Учреждения, в которых воспитываются и обучаются подростки в конфликте с законом реализуют ряд выездных программ, направленных на реинтеграцию подростков. Под реинтеграцией понимается кардинальная смена социальной среды и выстраивание стратегий приспособления к изменениям. Иными словами, специальные учреждения призваны помочь подростку выйти из-под влияния криминальных субкультур и включиться в повседневную жизнь. Поскольку деятельность учреждений
различается по многим параметрам, формируется несколько вариативных сценариев реинтеграции. В статье рассматриваются сценарии реинтеграции подростков на примере специальных учреждений в разных регионах. Что обуславливает разные сценарии? Для ответа на этот вопрос применяется сценарный подход, который позволяет выявить ключевые сценарии, показывающие различия условий и практик в специальных учреждениях. Также используется стратегия кейс-стади. Отобрано три учреждения: два специальных учебно-воспитательных учреждения открытого типа (школа и училище) и одна школа, реализующая адаптированные программы. В исследовании применялись полуструктурированные интервью с воспитанниками 13–17 лет (n=21) и работниками учреждений
(n=9), наблюдение. В результате выделяется три возможных сценария реинтеграции: сценарий, в котором нет реинтеграции, хаотичная реинтеграция, реинтеграция в производственные и иные городские сообщества. Различный институциальный дизайн учреждений, коммуникации подростков с педагогами и контроль в отношении подростков конструируют сценарии реинтеграции.

 

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ирина Лисовская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К. с.н., научный сотрудник Центра молодежных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Россия.

Опубликован
2019-09-27
Как цитировать
Лисовская, И. (2019). «Путевка в жизнь» для «трудных» подростков? Возможные сценарии (ре)интеграции в специальных учреждениях. The Journal of Social Policy Studies, 17(3), 423-438. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-3-423-438
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ