Инклюзия и селективность в католических школах в Польше

  • Татьяна Власова Удмуртский государственный университет
Ключевые слова: социология образования, инклюзия, католические школы, образовательные барьеры

Аннотация

Татьяна Анатольевна Власова – к.философ.н., доцент, доцент кафедры социологии, Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия. Электронная почта: tavlasova@yandex.ru

Постсоциалистические трансформации сферы образования в странах Центральной и Восточной Европы имели различный характер. Если в России большинство учреждений среднего образования являются государственными, то в Польше начал формироваться сегмент частных школ. Негосударственные учебные заведения ориентированы на индивидуальные стратегии обучения. Наиболее типична такая стратегия для католических школ. Цель настоящей статьи – оценить инклюзивный потенциал польских католических школ. Материалы качественного социологического исследования, основанного на серии полуструктурированных интервью c директорами и учителями католических школ, позволяют описать как процедуры отбора учеников, так и способы интеграции нетипичных детей. В статье рассматриваются два аспекта, связанные с доступностью образовательных учреждений: прием учеников в школу и интеграция детей с трудностями в обучении, имеющих ограничения по здоровью. Результаты исследования демонстрируют, что высокие показатели качества обучения, благодаря которому многие католические школы попадают в рейтинг лучших учебных заведений
Польши, достигаются за счет использования инструментов отбора учеников. Родительская плата за обучение определяет круг семей со средним уровнем доходов. Другим критерием при зачислении являются показатели индивидуальных успехов учеников, которые также рассматриваются как результат усилий родителей и социального окружения. Различные инструменты отбора учеников применяются в крупных центральных школах, которые предлагают востребованные образовательные программы, а также располагают возможностями для привлечения квалифицированных педагогов и организации дополнительных учебных и внеучебных занятий. Небольшие школы в районах и пригородах Варшавы по организационным принципам не отличаются от государственных учебных заведений.
Единственным механизмом, с помощью которого администрация школ может влиять на контингент учеников, является родительская плата за обучение. В то же время политика таких образовательных учреждений предусматривает создание принимающей среды для учеников, требующих индивидуального подхода. Идеология католических школ предполагает поддержку принципов инклюзивного образования. Тем не менее основные ресурсы образовательных учреждений направлены на достижение высоких образовательных результатов, а принципы инклюзии имеют вторичное значение.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Татьяна Власова, Удмуртский государственный университет

К.философ.н., доцент, доцент кафедры социологии, Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

Опубликован
2019-09-27
Как цитировать
Власова, Т. (2019). Инклюзия и селективность в католических школах в Польше. The Journal of Social Policy Studies, 17(3), 407-422. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-3-407-422
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ