О «непутевых черничках» и «птичках небесных»: парадокс монастырской тотальности

  • Ксения Медведева Свободный университет Берлина
Ключевые слова: православие, монашество, свобода, тотальный институт, Гоффман

Аннотация

Ксения Сергеевна Медведева – магистр социологии, аспирантка, Свободный университет Берлина, Германия. Электронная почта: medvedeva@gsnas.fu-berlin.de

В статье рассматривается специфика устройства современных православных монастырей в России. В частности, анализируются дихотомия «мир – монастырь» и разделение внешнего и внутреннего порядка. Для анализа использованы материалы, находящиеся в открытом доступе (вебсайты церковных организаций), а также полевые материалы, собранные автором в ходе включенного наблюдения и неструктурированных интервью с 2012 по 2016 гг. в женских православных монастырях. Автор делает вывод о том, что несмотря на дихотомию «мир – монастырь», которая проходит как в реальном, так и в виртуальном пространстве, современные
российские монастыри скорее не «убежища от мира», как полагал Эрвин Гоффман, а прибежища для него. Дихотомия «мир – монастырь» поддерживается пространственной организацией монастыря, его писаными и негласными правилами, которые, впрочем, могут нарушаться с обеих сторон. Монастырский порядок регулируется внешними и внутренними механизмами. К внешним инструментам можно отнести церковные документы, с которыми насельники обычно знакомы плохо, правила и нормы
поведения, усваиваемые в процессе социализации в монастыре. Знание устава предполагает не знакомство с конкретным текстом, а скорее успешную социализацию, усвоение принятых в данном сообществе норм и правил поведения, которые могут быть не зафиксированы в письменных документах. Кроме этого, внешне монастырская жизнь регулируется особым распорядком, который может различаться в разных обителях, но служит одной цели – при внешнем однообразии создать условия для внутренней жизни. Внешние механизмы поддержания порядка необходимы, но недостаточны: порядок в том числе зависит от главного в монастыре – «внутренней жизни», самодисциплины самих насельников и реализации ими своей свободы. Кажущаяся несвобода в виде внешней регуляции, которую обеспечивает монастырь, парадоксальным образом конституирует свободу внутренней жизни его насельников. Особые условия и акцент на внутренней жизни являются парадоксом монастырской тотальности и отличают монастырь от других тотальных институтов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ксения Медведева, Свободный университет Берлина

Магистр социологии, аспирантка, Свободный университет Берлина, Германия

Опубликован
2019-09-27
Как цитировать
Медведева, К. (2019). О «непутевых черничках» и «птичках небесных»: парадокс монастырской тотальности. The Journal of Social Policy Studies, 17(3), 331-344. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-3-331-344
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ